История



Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» проводится Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в федеральных округах и является примером успешного церковно-государственного сотрудничества в области образования. В нем участвуют представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы.

Конкурс ведет свою историю с 2005 года. Первые годы Конкурс проводился только в Центральном федеральном округе, в 2008 году в нем участвовала уже большая часть федеральных округов, с 2009 года конкурс приобрел статус всероссийского, а в 2015 году к нему присоединился 10-й федеральный округ - Крымский.

В 2015 году Конкурс будет отмечать 10-летний юбилей. За это время Конкурс прошел:

Центральный федеральный округ:

  • 2005–2006 годы – Москва

  • 2007 год – Белгород

  • 2008 год – Ярославль

  • 2009 год – Сергиев Посад

  • 2010 год – Тамбов

  • 2011 год – Кострома

  • 2012 год – Тверь

  • 2013 год – Курск

  • 2014 год – Смоленск

  • 2015 год – Воронеж

Южный федеральный округ:

  • 2009, 2015 годы – Ростов-на-Дону

  • 2010 год – Волгоград

  • 2011 год – Краснодар

  • 2012 год – Элиста

  • 2013 год – Астрахань

  • 2014 год – Майкоп

Северо-Западный федеральный округ:

  • 2008 год – Санкт-Петербург

  • 2009 год – Вологда

  • 2010 год – Новгород

  • 2011 год – Архангельск

  • 2012 год – Петрозаводск

  • 2013 год – Мурманск

  • 2014 год – Псков

  • 2015 год – Калининград

Северо-Кавказский федеральный округ:

  • 2008-2010 годы – Ставрополь

  • 2011 год – Нальчик

  • 2012-2013 годы – Пятигорск

  • 2014 год – Владикавказ

  • 2015 год – Махачкала

Дальневосточный федеральный округ:

  • 2008, 2011 годы – Хабаровск

  • 2009 год – Владивосток

  • 2010 год – Биробиджан

  • 2012 год – Магадан

  • 2013 год – Якутск

  • 2014 год – Петропавловск-Камчатский

  • 2015 год – Комсомольск-на-Амуре

Приволжский федеральный округ:

  • 2008 год – Саратов

  • 2009 год – Самара

  • 2010 год – Пенза

  • 2011 год – Нижний Новгород

  • 2012 год – Оренбург

  • 2013 год – Саранск

  • 2014 год – Чебоксары

  • 2015 год – Уфа

Уральский федеральный округ:

  • 2008 год – Тюмень

  • 2009 год – Курган

  • 2010 год – Екатеринбург

  • 2011 год – Ханты-Мансийск

  • 2012, 2015 годы – Челябинск

  • 2013 год – Тобольск

  • 2014 год – Салехард

Сибирский федеральный округ:

  • 2008 год – Томск

  • 2009 год – Кемерово

  • 2010 год – Красноярск

  • 2011 год – Новосибирск

  • 2012 год – Омск

  • 2013 год – Иркутск

  • 2014 год – Абакан

  • 2015 год – Барнаул

Крымский федеральный округ:

  • 2015 год – Севастополь

Основные цели Конкурса:

  • укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации;

  • стимулирование творчества педагогов и воспитателей образовательных учреждений и поощрения их за многолетнее высокое качество духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, за внедрение  инновационных разработок в сферу образования, содействующих духовно-нравственному развитию детей и молодежи;

  • выявление и распространение лучших систем воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью; повышение престижа учительского труда.

Задачи Конкурса:

  • обобщение имеющейся практики духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей и деятельности общественных объединений;

  • отбор и внедрение наиболее эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность;

  • формирование базы данных об имеющемся эффективном опыте образовательной деятельности указанных образовательных учреждений;

  • содействие общественному признанию граждан Российской Федерации, внесших существенный личный трудовой, творческий, организационный, материальный вклад в развитие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Конкурс проходит в 3 этапа:

  • 1-й этап – Региональный (епархиальный)

  • 2-й этап – Федеральный (межрегиональный)

  • 3-й этап – Всероссийский

Конкурс проводится в 7 номинациях:

  • Лучшая инновационная разработка года

  • Лучшее педагогическое исследование года

  • Лучший издательский проект года

  • Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

  • Лучшая методическая разработка по предмету ОРКСЭ

  • Педагоги высшей школы – средней школе

  • За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

В работах, предоставляемых на Конкурс, содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры, отечественной истории.

С каждым годом Конкурс претерпевает изменения. Так, в 2014 году по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, были разработаны новые кодификаторы по каждой номинации, которые прошли экспертизу в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Российской академии образования. Кодификаторы получили высокую оценку, в связи с чем было принято решение об использовании их для оценки конкурсных работ. Новые кодификаторы позволили получить более развернутую оценку каждой работы, присылаемой на Конкурс.

Участники третьего этапа Конкурса принимают участие в Торжественном открытии Международных Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлевском Дворце, также победители принимают участие в секциях Чтений и круглых столах с докладами и презентациями. Всем участникам третьего этапа вручаются дипломы участника от Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Министерства образования и науки Российской Федерации. Награды победителям Конкурса вручаются в торжественной обстановке Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Министром образования и науки Российской Федерации и другими видными государственными деятелями. За всю 10-летнею историю Конкурса победителей награждали в Государственном Кремлевском Дворце, Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Государственной Думе.

Для победителей и участников третьего этапа организуется культурная программа, они уже побывали: в Большом Кремлевском Дворце, Алмазном фонде, Оружейной палате, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Гефсиманском Черниговском скиту, Покровском ставропигиальном женском монастыре, Большом театре и во многих других местах.