Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса


Чагина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы НОУ «Нижневартовская православная гимназия», храм Рождества Христова г. Нижневартовска, Ханты-Мансийская епархия, ХМАО-ЮГРА Название: Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса
Автор(ы): Чагина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы НОУ «Нижневартовская православная гимназия», храм Рождества Христова г. Нижневартовска, Ханты-Мансийская епархия, ХМАО-ЮГРА
Номинация: За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
Конкурс: IX
Вид поощрения: Поощрительная премия
Год проведения конкурса: 2014
Федеральный округ: Уральский

Полное наименование работы

Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса

Автор(ы)

Чагина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Организация – заявитель

НОУ «Нижневартовская православная гимназия» храм Рождества Христова г. Нижневартовска, Ханты-Мансийская епархия, ХМАО-ЮГРА

Аннотация

Воспитание – самое святое из всех святых дел.

  св. Феофан Затворник

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всём историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей.

За последние годы наша система образования дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума, перестав серьёзно заботиться о душевном и нравственном здоровье своих учеников. Такое обучение, без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности, не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных и духовно-нравственных качеств личности.

В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов   в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение          к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Я считаю актуальным и необходимым на сегодняшний день в своей работе способствовать формированию духовно-нравственной культуры, влияя тем самым на то, чтобы у учащихся сформировалось сознательное стремление к нравственному самосовершенствованию, желание путём внутренней работы приобрести твёрдые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу. Литературе  принадлежит здесь особая роль- это урок нравственной жизни, в основе которого лежит духовность,  на уроках и факультативах возможно использование широкого спектра способов деятельности.

Цель создания рабочей тетради по литературе: формирование духовно-нравственной культуры в процессе изучения литературы на основе системно - деятельностного подхода.

Реализации данной цели способствует решение следующих задач:

  • сформировать потребность у обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
    • создавать условия для восприятия целостной картины мира.

Рабочая тетрадь по литературе органично расширяет программный материал по истории, литературе, географии России, сведения по курсу «мировая художественная культура», освещая те материалы, которые не используются ни в одном предмете, но необходимы для воспитание духовно-нравственной личности. Предназначена для учащихся православных гимназий, воскресных школ, может быть полезна на уроках основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ),  во внеклассной деятельности.

Достоинством рабочей тетради являются: построение и отбор материала с учётом возрастных  особенностей обучающихся, личностный подход, воспитание на личном примере, отношения содружества на уроках, направленность на развитие творческой личности, ориентирование учащихся в процессе обучения на самопознание и самосовершенствование, формирование диалогичности мышления, ассоциативное преподавание.

При работе с тетрадью обучающиеся получат начальные сведения о  библейских историях,  жизнеописания отдельных святых, с основными понятиями в области православного искусства, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Поможет учащимся понять истоки культуры народов России, систему их духовных ценностей, будет способствовать усвоению ими программного материала и лучшему пониманию событий истории и современности.

Данная рабочая тетрадь  апробирована и используется  при проведении уроков литературы в  5-х классах православной гимназии.